Алабина Светлана Владимировна, г.Нефтекумск

Составление описательных рассказов с помощью мнемотехники

 СОСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

Дети 5—6 лет любят фантазировать, придумывать свои сказки и истории. Разработано специальное пособие по со­ставлению творческих рассказов и историй, которое поможет детям правильно и грамотно составить этот рассказ.

У детей закрепится понятие о структуре рассказа (начало, середина и конец). Они научатся правильно использовать в своей речи слова и выражения, позволяющие начать и закон­чить рассказ (сказку).

У меня есть две общие карты-схемы №1 и карты-схемы №2, №3 — помощники для составления рассказа.

Можно использовать общую карту-схему №1 и по ней со­ставить рассказ. Также можно (второй вариант) общую карту - схему №1 разрезать по горизонтали (по 3 квадрата) и скле­ить — получится длинная карта-схема из 6 квадратов. Общую карту-схему №1 можно также разрезать по вертикали, для того чтобы варьировать варианты игры, можно начать рассказ не с первого квадрата, а с любого, например с третьего. Это будет служить тоже началом рассказа.

Квадрат «Кто я?» Нарисовано схематически лицо девочки (мальчика). Нужно подобрать изображения разных героев: феи, злой ведьмы, короля, зверей и т. д.

Квадрат «На чем?» Нарисованы схематически виды транс­порта. Нужно подобрать картинки из группы «Разные виды транспорта» и волшебный транспорт: летучий корабль, лета­ющая тарелка, ступа Бабы Яги и т. п.

Квадрат «Место и время». Нарисованы схематически дере­вья, солнце, девочка идет по тропинке. Нужно подобрать кар­тинки: лес, море, река, дворец, луна, сказочный дворец и т. п.

Квадрат «Что случилось?» Нарисован знак вопроса, обо­значающий, что же случилось с героем, кого он встретил.

Нужно подобрать картинки: Снежная королева, роботы, Ко­щей Бессмертный и т. п.

Квадрат «Кто помог?» Нарисованы схематически заяц, зер­кало, цветок, очки и т. п. Нужно подобрать картинки: разные животные, джинн, Снегурочка, ковер-самолет и т. д.

Квадрат «Конец». Нарисованы схематически смеющееся и плачущее лица. Нужно подобрать картинки: свадьба, дед и баба и т. д.

На основе подобранных к квадратам предметных и сюжет­ных картинок дети учатся составлять творческие рассказы (ис­тории).

Далее я знакомлю детей с картами-схемами №2 и №3, которые помогут им правильно начать и закончить рассказ (сказку). Я помогаю детям при переходе от одной картинки к другой словами-связками «И тогда...», «И вдруг...», «А в это время...» и т. д.

У каждого рассказа (сказки), придуманного ребенком, должны быть: название, интересное содержание (начало, се­редина и конец), правильно построенные предложения разных типов. Не торопите ребенка. Доброжелательно, с интересом выслушайте все его рассуждения. Мягко поправьте его или подскажите нужную информацию, но обязательно акценти­руйте внимание на его успехе.

Варианты игры.

Вариант 1 (для детей 4—5 лет).

Цель игры — составить творческий рассказ, опираясь на три картинки карты-схемы №1.

Для игры понадобятся карточки с надписями «Кто я?», «Что случилось?», «Конец» и предметные (сюжетные) картинки.

Ход игры

Педагог вместе с ребенком выкладывает на столе три кар­тинки: «Кто я?», «Что случилось?», «Конец» в нужной после­довательности, объясняет, что каждая из них обозначает — начало, середину и конец рассказа.

Далее педагог помогает ребенку заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные картинки, например:

Первая картинка — «Кто я?» — нашли карточку «девочка».

Вторая картинка — «Что случилось?» — нашли карточку «птичка».

Третья картинка — «Конец» — нашли карточку «бабушка с дедушкой».

Картинки служат своеобразным планом рассказа, что по­зволяет точно передавать сюжет, не сбиваясь от начала до конца. Далее педагог показывает картинку «девочка» и пред­лагает ребенку придумать имя героя, предысторию события. Можно задать вопросы: «Где была девочка раньше? Что она делала?»

Затем нужно вспомнить слова и выражения, позволя­ющие начать рассказ (см. карту-схему №3). Ребенок само­стоятельно или с помощью взрослого придумывает начало рассказа.

Педагог показывает картинку «Птичка» и просит ребенка придумать середину рассказа. Можно задать вопросы: «Что случилось с девочкой? Кого она увидела? Почему девочка хо­тела поймать птичку? Почему она плачет?»

Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого при­думывает середину рассказа. Педагог показывает картинку «Бабушка с дедушкой» и просит ребенка придумать конец рассказа. Можно задать вопросы:

—  Где они были раньше?

—  Как помогли внучке?

—  Чем закончилась история?

Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого приду­мывает конец рассказа. Педагог просит ребенка пересказать весь рассказ с опорой на картинки.

Затем нужно вспомнить слова, которыми можно закончить рассказ (см. карту-схему №3). Педагог с ребенком придумы­вает название рассказа и помогает ему при переходе от одной картинки к другой словами-связками (см. карту-схему №3).

Примерный рассказ по картинкам «Птичка»

Это было летом. Девочка Катя жила у бабушки с де­душкой в деревне. Как-то раз она пошла гулять во двор

и увидела на тропинке маленькую птичку коричневого цвета. Хотела Катя поймать ее, побежала и упала, а птичка улетела на дерево. В это время бабушка с дедушкой пошла внучку искать. Сидит Катя на тропинке и плачет: и коленке больно, и птичку не поймала. Успокоили ее дедушка с бабушкой и сказали: «Нельзя ловить птичек» (или «Вот и вся история!»).

Вариант 2 (для детей 5—6 лет).

Цель игры — составить творческий рассказ, опираясь на карту-схему №1.

Для игры понадобятся все 6 карточек общей карты-схемы №1 и предметные (сюжетные) картинки.

Ход игры

Я вместе с ребенком рассматриваю все карточки по карте - схеме №1 и предлагаю составить рассказ или сказку по ней от имени героя. Помогаю ребенку заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные, например: первая картин­ка — «Кто я?» — нашли картинку «король» и т. д. (как в 1-м варианте игры).

Далее ребенок выкладывает картинки на столе в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. Картинки служат своеобразным пла­ном рассказа (сказки), позволяет точно передавать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. Сейчас можно составить рассказ.

Первый ребенок составляет начало рассказа по 1—2 кар­тинкам «Кто я?», «На чем?»

Второй ребенок продолжает составлять рассказ по 3— 4 картинкам «Место и время», «Что случилось?»

Третий ребенок составляет конец рассказа по 5—6 картин­кам «Кто помог?», «Конец».

Четвертый ребенок пересказывает весь рассказ с опорой на картинки.

Затем нужно вспомнить слова, которыми можно начать и закончить рассказ (сказку), придумать название (см. карту - схему №3).

Вариант 3 (для детей 5—6 лет).

Цель игры — составить творческий рассказ не с первой картинки — «Кто я?» (как в вариантах №1 и №2), а, напри­мер, с третьей картинки — «Место и время» — это будет яв­ляться тоже началом рассказа. Далее ребенок сам составляет из картинок план рассказа, подставляя к третьей картинке, например, первую, четвертую, пятую, вторую, шестую картин­ки. Педагог помогает ему заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные, соблюдая последовательность. Ре­бенку остается по ним составить любой рассказ.

Это пособие можно использовать со второй младшей груп­пы, оно помогает детям:

  составлять творческие рассказы, передавая правильную временную и логическую последовательность;

  закреплять структуру рассказа (зачин, кульминация, раз­вязка);

  расширять словарный запас;

  развивать логическое мышление и фантазию.

19 февраля 2018 в 15:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.