Алабина Светлана Владимировна, г.Нефтекумск
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20670.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Алабина Светлана (УИ №1375761, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Консультация для воспитателей "Роль изобразительного искусства в развитии речи детей"Для умственного развития детей дошкольного возраста имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование связной речи у ребенка, а также обогащает их словарный запас. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений, лишь способствует обогащению словаря малыша. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. Чем богаче и разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его неординарное воображение, тем вероятнее, что тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Давно отмечено, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой деятельности детей. Поэтому, без развитой речи, без настоящего общения, нет подлинных успехов в изобразительной деятельности. Таким образом, определение направлений и условий развития речи детей в рисовании, педагоги относят к числу важнейших педагогических задач. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Для того, чтобы развивать творческое воображение детей, необходима организация изобразительной искусства. Это в первую очередь подразумевает создание условий в группе. В доступном для детей месте, нужно разместить краски – гуашь, кисти различных размеров, подставки, палитры на каждого ребенка, а также для воплощения различных творческих идей, пробки, тычки, стеки. Для лепки – доски, пластилин, глина, различные мелкие предметы для процарапывания вылепленных изделий.. Работу по развитию связной речи через изобразительное искусство необходимо начинать, прежде всего, с наблюдения и экскурсий. На таких прогулках нужно акцентировали внимание детей на разнообразие форм, строение, цвета деревьев и кустарников. Предлагать сравнивать природу в разное время года. Например: летом березка стоит одетая в красивое зеленное платье. Затем детям предложить описать березку осенью, зимой, весной. В таких беседах дети учатся сравнивать, проводить аналогию, употреблять эпитеты, что значительно обогащает их словарный запас, развивает эстетический вкус. Также в наблюдениях за природой, рассказывать детям о том, как изменяется цвет листвы в зависимости от состояния погоды. Если светит - солнце, то листья яркие, красочные, в пасмурный день – светлеет, как бы теряется на фоне осеннего пейзажа. Осень – прекрасная пора. В яркие, красочные цвета окрашивается боярышник, рябина, цветут астры, георгины. На экскурсиях стараться обратить внимание детей на изящество этой красоты. Задавать вопросы детям, сравнивать, играть в различные игры. Такая работа создает условия для разнообразной умственной деятельности, что обеспечивает речевую активность детей. Впоследствии на занятиях по изобразительному искусству применять все полученные знания на практике. Например, на рисовании клумбы с цветами сначала вспомнить форму, цвет различных цветов. Необходимо развивали у детей способность самостоятельно выбирать способы изображения цветов различными приемами (примакивание, вращение вокруг своей оси клеевой кисточкой, нанесение точек, пятен). Учить смешивать краски. На занятиях такого рода у детей развивается мелкая моторика, внимание, мышление, ассоциативное восприятие окружающей действительности, речь. Немаловажное значение для речи детей имеет привлечение стихотворного текста, что значительно усиливает эстетическое впечатление и образное восприятие у ребят. Еще одним направлением в развитии речи у детей является рассматривание картин, рисунков, иллюстраций к сказкам. При рассматривании большую роль играют наводящие вопросы: • Что вы видите на картине? • Кто изображен? • Что он делает? • Как одет? • Какое время года изображено? Такие вопросы развивают творческие способности детей, воображение, что в последствии помогает детям выразительно и с фантазией отображать это в своих работах. Лепка также тесно связана с развитием речи у детей. Во время занятий лепкой нужно учить детей лепить всей кистью руки и пальцами. Уточнять форму предметов, их строение, пропорции. Например, при лепке моркови, дети пальцами помогают, чтобы получить овальную форму, совершают вращательные движения между ладонями для получения круглой формы. Огромное значение для детей имеет свободная деятельность. Дети импровизируют, фантазируют. В свободной деятельности дети любят экспериментировать с цветами, что значительно развивает диалогическую и монологическую речь. Чтобы дошкольникам стало интересней, можно включить в свободную деятельность нетрадиционные техники рисования. Обучение детей рисованию не может быть в полной мере осуществлено без взаимодействия с семьей. В помощь родителям можно выпускать информационные листы, листы-памятки, папки-передвижки. Проводить консультации подгрупповые и индивидуальные. Задача воспитателей приобщить родителей к творческому процессу, заинтересовать их, чтобы они поняли всю значимость развития речи их детей. Например: выпустить информационный листок на тему «Как организовать занятия по ИЗО и лепке дома», где дать советы, что можно слепить из пластилина и глины, как лучше изобразить животных, деревья, и какими доступными средствами. Организация ИЗО, лепки в домашних условиях очень благотворно влияет на мыслительную, речевую, творческую деятельность детей в детском саду. Таким образом, подводя итог, мы пришли к выводу, что развитие творческих способностей у детей невозможно без развития речи. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать умение детей передавать характерные признаки и пропорции предметов, явлений, поощрять эксперименты с цветом, знакомить с различными средствами воплощения художественного замысла. А также предоставить дошкольникам возможность осваивать различные пластические материалы, помогая при этом овладевать разносторонними приемами лепки. Все это поможет детям обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками
19 февраля 2018 в 14:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.